Для подготовки интерфейсов сайтов компаний, онлайн-проектов, приложений используется UI/UX-дизайн – что это, необходимо учитывать при планировании и распределении технических задач. Он востребован в бизнес-структурах, маркетинге (в т.ч. диджитал) для повышения востребованности продуктов, масштабирования, формирования базы постоянных заказчиков.
Что такое UX/UI, и как эти направления действуют совместно

UX/UI отвечает за комфортное использование продукта клиентами. Здесь важны структура, удобство, эстетичность интерфейса портала, мобильного приложения, алгоритма работы с каталогами, оформления заявок и пр.
UX Design касается разработки функциональности интерфейса. Специалист в этой области отвечает за выстроенность системы коммуникации, взаимодействия клиента с площадкой, цифровым проектом.
Помимо дизайна направление включает смежные науки (социологию, маркетинг), правила ведения бизнеса, составления аналитических исследований. В UX включены подготовка навигации по порталу, меню, оптимизация диалоговых окон, поисковых настроек и пр.
UI-направление цифровых продуктов отвечает за оформление пользовательского интерфейса, подбор цветов, иконок, шрифтов, кнопок. Предусматривает работу над визуальным рядом, оформлением сайта, торговой марки, сервиса или приложения.
Интерфейс должен быть эстетичным, удобным, соответствовать стандартам. Дизайнер UI формирует комбинации анимации, форм.
Направления UX и UI в цифровых продуктах часто объединены для решения таких задач:
- продвижения продукта;
- доработки функциональности, оформления;
- оптимизации структуры цифровых сервисов и пр.
Простыми словами, UX/UI-дизайнер отвечает за процесс разработки проекта интерфейса, от постановки задачи до тестирования прототипа.
Где используется дизайн UI/UX
UX/UI применяется для:
- разработки аналоговых, цифровых продуктов (приложений, сайтов, интернет-магазинов, CRM-систем);
- подготовки интерфейсов;
- создания визуальной части дашбордов;
- оформления имиджевых цифровых ресурсов, площадок для рекламы и реализации товаров;
- проектирования разных версий пользовательского опыта, построения гипотез;
- тестирования новых цифровых продуктов;
- формирования программного обеспечения для бизнес-структур;
- подготовки умных устройств, панелей управления в транспорте и т.д.
UX/UI-дизайнер решает следующие задачи:
- тестирует паттерны поведения;
- проектирует версии пользовательского опыта для систем;
- проверяет гипотезы;
- проводит исследования с помощью опросов, интервьюирования, наблюдений;
- формирует информационную архитектуру продукта;
- создает систему, структурирует разделы платформ, приложений;
- разрабатывает визуальный дизайн;
- формирует понятный интерфейс и т.д.

Разработка по принципам UX/UI-дизайна
Стандартный план подготовки веб-продукта:
- Сбор информации о потребностях, стратегиях выбора с помощью опросов, статистики и пр.
- Проектирование маршрутов пользователей для совершения целевого действия.
- Формирование структуры веб-площадки.
- Создание прототипа.
- Подготовка контента, цифровой графики.
- Разработка визуальной оболочки приложения, портала.
- Проверка продукта, внесение правок.
План работы зависит от специфики продукта, масштабности проекта и пр.
Сбор данных и аналитика
На этапе сбора сведений необходимо запросить информацию у клиентов через интервью, бриф с целью выяснить востребованность площадки, узнать конкурентов на рынке и пр. На основе опросов разработать структуру приложения, определить количество страниц, стиль написания текстов, оформления и т.д.
На этапе анализа требуется изучить предложения компаний-конкурентов из одной сферы либо смежных областей, определить преимущества, недостатки, новые технические решения.
Стоит проанализировать параметры ЦА (возраст, географию, интересы, профессии, стратегии поведения, выбора). Для UX/UI важно определить, как аудитория принимает решение о покупке (эмоционально, после рационального изучения), на что обращает внимание (стоимость, пользу).
Результаты аналитических исследований сохраняют в электронной таблице или программе XMind.
Разработка структуры сайта
На данном этапе определяют задачи площадки, разрабатывают карту путей пользователей. В документе прописывают возможные сценарии коммуникации аудитории с цифровым ресурсом.
В карте указывают источники, с помощью которых пользователь перешел на портал, решенные задачи, возможные затруднения, технические сбои.
Документ оформляют с помощью:
- Excel, «Google.Таблиц»;
- сервисов Miro, XMind;
- онлайн-конструкторов (Canvanizer) и др.
В цифровом документе можно составить структуру портала, определить расположение блоков на основной странице, наполнение меню, дополнительных элементов, которые приводят к целевому действию.
Создание прототипа
Прототип – это основная структура площадки (с главными блоками). Необходимо схематично отметить вид контента, порядок размещения элементов на мониторах, а также логику построения взаимосвязей между разделами. Так формируются функциональные возможности площадки.
При разработке прототипа используют разноплановую информацию о:
- поведении ЦА;
- сценариях коммуникации с сайтом;
- структуре площадки;
- преимуществах, выигрышных идеях конкурентов.
Прототипы можно создавать в Figma. В программе доступно формирование макетов, визуального ряда для презентации. Сначала отрисовывается десктопный вариант площадки, затем – версия для мобильного приложения.
Работа с контентом
Виды и тематику контента можно описать на этапе разработки структуры. Потребуется указать наличие возможных фото, видео, цифровой графики, разделов и пр.
После разработки прототипа будут готовы параметры изображений, записей, текстовых блоков. Контент часто поставляет заказчик продукта. Дизайнер может рекомендовать подходящие стилистику картинок, цветовые решения. Заказчик предоставляет ТЗ в виде таблицы.
UI-дизайн
UI-дизайн предусматривает подготовку визуальной оболочки портала, приложения.
В задачи специалиста входят:
- Подбор шрифтов и цветовой палитры на основе концепции заказчика и предпочтений аудитории.
- Подготовка базовых блоков портала (иконок, полей для ввода, кнопок, поисковой строки).
- Визуализация механизма взаимодействия клиентов с интерфейсом площадки.
- Разработка анимации, деталей коммуникации и пр.
Тестирование продукта
После завершения верстки сайт переносят на тестовый домен для проверки удобства интерфейса, сбора обратной связи, выявления недочетов. Для этого собирают фокус-группу из потенциальных клиентов.
Тестирование проходит в следующих форматах:
- Пользователи выполняют на площадке перечень задач, которые ведут к совершению целевого действия. Заполняют бланк-опросник, отмечают легкость или трудоемкость выполнения задач, указывают замечания к площадке.
- Для фокус-группы готовится список действий. Установленное на компьютерах программное обеспечение отслеживает поведение пользователей. С помощью сервиса фиксируются интересы представителей группы, скорость взаимодействия с площадкой, сложности при работе и т.д.
Проводится анализ результатов, указываются сложности, с которыми столкнулась фокус-группа, и формируется дополнительное ТЗ для устранения замечаний.
Как можно стать UX/UI-дизайнером
Работа в сфере IT-дизайна требует навыков программирования, точности, умения анализировать большое количество данных и пр. Специальное образование можно получить в государственных и коммерческих вузах, на курсах, онлайн-программах и т.д.
Получится ли освоиться с нуля
Специалистам, имеющим знания программирования, рабочих программ веб- и графического дизайна проще освоить направление UX/UI.
Потребуется дополнить знания по:
- психологии восприятия пользователей;
- методам аналитики, исследований конкурентов;
- маркетингу;
- особенностям разработки функциональности интерфейса и т.д.
Новичкам необходимо освоить правила проведения маркетинговых исследований, графические программы.
К востребованным относят:
- Figma. Универсальна в качестве инструмента для формирования прототипов, создания дизайна.
- Adobe Photoshop. Необходима для отрисовки элементов на площадке.
- Adobe After Effects. Требуется для создания анимации площадки.
- Adobe Photoshop Lightroom. Подходит для обработки фотоснимков, изображений.
Необходимые знания и навыки
Для освоения этого направления дизайна требуются знания:
- Маркетинга. Для подготовки портрета ЦА, оформления торгового предложения, оценки проектов конкурентов.
- Аналитики и методологии. Для разработки интерфейса с учетом потребностей ЦА, решения бизнес-задач, составления карты путей пользователей для достижения целей.
- Технических нюансов программирования. Комплекс работ проводится на специализированном ПО.
- Принципов верстки. С целью построения коммуникации с верстальщиком для передачи макета площадки.
- Подготовки дизайна иллюстраций, UI-элементов, иконок, изображений.
- Основ композиции, построения типографики.
- Языков HTML и CSS-верстки. Для разработки прототипа проекта сайта.
Где обучиться
Специальность можно получить на онлайн-курсах от высшей школы «Среда обучения», «Нетологии», GeekBrains, Contented, Skillbox, TexTerra, HEDU и др.
Программы отличаются продолжительностью, стоимостью, уровнем знаний.
Специалистам со знаниями дизайна, программирования можно посещать вебинары, платные интенсивы по специфике направления.
Комплексное образование получают в вузах:
- РГУ им. А. Н. Косыгина;
- СПбГУТ;
- МГТУ «Станкин»;
- СПбГТИ;
- СПбГУПТиД и др.
Полезная литература и исследования
Полезные издания для освоения профессии:
- Д. Норман «Дизайн привычных вещей» (о работе с интерфейсом).
- И. Иттен «Искусство цвета» (о восприятии цвета мозгом с помощью сравнений и контрастов).
- А. Лебедев «Ководство» (о проектировании, типографике, визуализации).
Рекомендуется чтение книг по основам статистических, маркетинговых исследований, методам анализа.
Новые исследования публикуются в журналах:
- «Дизайн-кабак»;
- UX Journal;
- «Дайджест продуктового дизайна» и др.
Средний уровень заработной платы
Специалисты востребованы в таких направлениях, как мобайл, диджитал, IT и т.д. Согласно исследованиям РБК, в России средняя зарплата дизайнера интерфейса составляет 140 тыс. руб., в Москве максимальный уровень – до 340 тыс. руб.
В международных проектах доход повышается до 280 тыс. руб. Востребована специальность в столице, Санкт-Петербурге, на рынках Европы, США. Наибольший доход сотрудники получают в крупных холдингах.